10 и 11 июня в Санкт-Петербурге прошла научно-практическая конференция «Эксплуатация искусственных сооружений»

Центральным событием деловой программы первого дня конференции стало пленарное заседание «Обеспечение нормативного содержания искусственных сооружений в составе автомобильных дорог», а также выступление руководителя Федерального дорожного агентства Р. В. Новикова, в ходе которого спикер напомнил цели и задачи нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в разрезе эксплуатации автомобильных дорог и ИССО в их составе.
Тему безопасности движения затронул в своем вступительном слове заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции О. Е. Понарьин. С приветственными словами к участникам конференции обратились также начальник ФКУ Упрдор «Северо-Запад» Д. П. Кузнецов и Министр транспорта Пермского края С. В. Вешняков.
В ходе пленарного заседания с докладами об особенностях обеспечения нормативного содержания искусственных сооружений выступили заместитель начальника ФКУ Упрдор «Северо-Запад» К. А. Бобров, заместитель директора СПб ГБУ «Мостотрест» А. Н. Иванов, начальник управления АО «ЗСД» К. К. Балаев. Директор ФГБУ «Росдортехнология С. В. Голодный акцентировал внимание участников на результатах анализа ежегодных проверочных мероприятий, проводимых учреждением на ИССО, и замечаниях к нормативному содержанию, формирующихся в ходе проверок. Заместитель начальника Управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора К. А. Потанин в своем выступлении отметил разнонаправленную динамику аварийных мостовых сооружений по регионам, а также роль ФГИС СКДФ в сборе и анализе информации о состоянии ИССО. Генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» А. А. Бедусенко рассказал о планах по реализации программы диагностики ИССО на федеральной сети автомобильных дорог.
Основой технологической повестки пленарного заседания стало применение геоинформационных систем (ГИС) в содержании искусственных сооружений, а также объединение возможностей ГИС, беспилотных авиационных систем и различных роботизированных устройств для нормативного содержания ИССО. Соответствующие выступления на данную тему прозвучали от член Совета директоров ГК «Индор» Н. В. Бойкова, заместителя генерального директора ООО «Технологии 360» А. С. Варавина, директора регионального представительства ООО «РОБКОМ» В. В. Четвертиновского. Отдельный интерес участников вызвал доклад первого заместителя Министра транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области А. А. Захаряна о передовом опыте комплексного внедрения ГИС в дорожной деятельности региона. Участники дискуссии подчеркнули, что в настоящий момент имеются все предпосылки и готовые технические решения для массового применения ГИС в содержании искусственных сооружений, что является одним из резервов снижения себестоимости, который следует активно использовать в области эксплуатации ИССО.
Вторая часть первого дня работы конференции была посвящена вопросам эксплуатации уникальных мостовых и тоннельных сооружений.
Министр транспорта Пермского края С. В. Вешняков рассказал участникам конференции о реализации масштабных проектов по строительству внеклассных мостовых сооружений и путепроводов тоннельного типа, призванных разгрузить транспортные потоки пермской агломерации, и планировании мероприятий по содержанию вводимых в эксплуатацию объектов дорожной инфраструктуры. Заместитель генерального директора ООО «ЕТС» О. В. Быков в своем выступлении акцентировал внимание собравшихся на специфике содержания внеклассных мостовых сооружений в составе скоростных дорог и дополнительных сложностях, возникающих перед эксплуатационными предприятиями при содержании таких объектов. В докладе директора по научной работе ООО «НИПИ ТРТИ» д.т.н. В. Н. Мячина об особенностях разработки проектов содержания уникальных мостовых сооружений подчеркивалась необходимость разработки таких проектов. Выступления заместителя главного инженера АО «ПО «РосДорСтрой» О. М. Самборской и заместителя генерального директора по научно-исследовательской работе АО «Ленметрогипротранс» М. О. Лебедева касались специфики содержания автодорожных тоннелей и задач научного сопровождения на стадии эксплуатации тоннельных сооружений.
В конце первого дня работы конференции участники смогли посетить Территориальный ситуационный центр ФКУ Упрдор «Северо-Запад», где его сотрудники рассказали посетителям об истории строительства и модернизации центра, его функционале и о том, как реализованные технические решения по автоматизации процессов управления движением помогает повышать БДД на федеральных дорогах северо-западного региона. На территории центра для участников технического визита сотрудниками ООО «Завод «Смол Маш» также была проведена демонстрация возможностей современной системы распределения ПГМ, производимой на производственной базе предприятия в Смоленске.
Отметим, что в рамках проведения научно-практической конференции работала выставочная экспозиция, на которой были представлены технологии и материалы, обсуждаемые в форматах мероприятия.
Второй день конференции был открыт выступлением директора научно-исследовательского фонда «Цифровая история» Е. Н. Яковлева о подвиге советских дорожников ГУШОСДОР НКВД СССР во время Великой отечественной войны 1941 – 1945 г.г. Выступление стало результатом многолетней исследовательской работы по изучению архивных материалов, связанных с трудовой деятельностью работников отечественной дорожной отрасли в тыловых районах СССР во время Отечественной войны.
Основное время второго дня работы конференции было отведено для обсуждения материалов и технологий, используемых при эксплуатации ИССО. С докладом о последних изменениях национальной нормативно-технической базы в области ИССО выступил начальник Управления научно-технических исследований и информационных технологий Росавтодора С. В. Гошовец. В первой части технической сессии выступили генеральный директор ООО «ДШР» В. С. Старченко с докладом об особенностях эксплуатации деформационных швов, коммерческий директор ГК «Полипласт» В. А. Беляев на тему комплексных решений для защиты и ремонта бетонных конструкций ИССО, руководитель подразделения корпорации «Технониколь» В. А. Плишкин с информацией о современных разработках компании для эксплуатации ИССО, технический директор ООО «КрафтСпан» С. В. Павлов об опыте компании по разработке нового продукта – снегозащитных экранов, призванных предотвратить попадание снега при механизированной снегоуборке с проезжей части на технические проходы и тротуары мостовых сооружений.
Во второй части технической сессии прозвучали выступления руководителя направления «Газпромнефть-БМ» П. Г. Голубева о современных битумных материалах и технологиях их применения при ремонте и содержании ИССО, коммерческого директора АО «ТРАССКОМ» А. В. Белова о роли и месте метеообеспечения в содержание ИССО, президента ООО «Совтранстех» Л. А. Синицына о применении автоматических противогололедных комплексов на мостовых сооружениях, представителя ОАО «Гипростроймост» И. А. Чебыкина о современных системах мониторинга мостовых сооружений и отечественных разработках в данном направлении, руководителя направления транспортной инфраструктуры Алюминиевой Ассоциации О. Г. Маслова о применении алюминиевых конструкций на объектах транспортной инфраструктуры, а также руководителя направления ООО Завод «Смол Маш» М. А. Милицы о разработках завода в направлении технической возможности снижения плотности механизированной россыпи ПГМ на искусственных сооружениях.
Завершился второй день конференции подведением итогов и обсуждением проекта резолюции мероприятия.
Организаторы благодарят всех участников конференции за активную позицию во время дискуссий по результатам вступлений спикеров. Просим присылать предложения для включения в окончательный вариант резолюции конференции. Предварительный вариант будет размещен на сайте Ассоциации для ознакомления всеми участниками до 25 июня. Итоговая резолюция будет представлена руководству Росавтодора в срок до 01 июля с.г.
11.06.2025